Выставка Юрия Леонова

Юрий Леонов

Заслуженный художник России

1937-2017

Художник-керамист, живописец.

Родился в 1937г. в Смоленской области. Окончил Загорское художественно-промышленное училище игрушки в 1959г. и Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское) в 1969г.

Художник Загорского ВНИИ игрушки в 1959-61гг., преподаватель Загорского художественно-промышленного училища игрушки (ЗХПУИ) в 1969-72гг.; С 1976 по 1996г. — художник Загорской художественно-производственной мастерской. 

Участник многих художественных выставок с 1960г. Член Союза художников России с 1980 года.

В 1992 и 1997гг. совершил творческие поездки в Индию, результатом которых стало создание им циклов произведений, которые в 1992г. были показаны на выставке в Дели, в Индии и в 1993г. – в Посольстве Индии в Москве.

Произведения автора хранятся в Тюменской областной картинной галерее, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, Сергиево-Посадском музее-заповеднике, галереях и частных собрания России и за границей: в Великобритании, Франции, Индии и др.


12 марта 2020 — репортаж телеканала ТВР24 с открытия выставки работ Юрия Леонова в рамках проекта «Арт-Память»:

https://tvr24.tv/news/proekt-art-pamyat-v-galeree-artbaza-dopolnilsya-naslediem-yuriya-leonova


Экскурсия Артёма Киракосова по выставке Заслуженного художника РФ Юрия Петровича Леонова: 
Сергиев Посад. 20 марта 2020. Проект «Арт-Память». 


Анна Андрианова, художник-керамист и реставратор керамики в музее-заповеднике «Абрамцево», рассказывает о керамике Юрия Петровича Леонова (1937-2017гг) на выставке в галерее АртБаzа:
Сергиев Посад. 26 марта 2020. Проект «Арт-Память». 


Юрий Леонов «ДЕРЕВНЯ», 2004, подрамник, холст, масло, кисти, рама, 60,0 х 70,0 см

Полотно «Деревня», пожалуй что, самое любимое, популярное, известное у Леонова, его так называемая ‘визитная карточка’! С ним и пристают, желая сделать комплимент, сравнивают, отправляя ссылками то к Марку Шагалу, а то к Наталье Гончаровой. Вежливый художник кивает, деликатно отмечая, что выбирает в жизни только свои, самостоятельные пути-дороги, хотя упомянутых любит! Вот уж тут, в полотне «Деревня», что-то весёлое есть-таки. А Шагал `русского` периода совсем не весел, как, собственно, и Гончарова. Скорее даже наоборот! Полотно «Деревня» просто красивое, существует фото художника с ним. Юрий Петрович, конечно же, свою картину эту любил! Фотографию художника с картиной часто используют на плакатах, репродуцируют, как знаковое, показательное для Леонова. Вот и для нашей выставки в Галерее «АртБаzа» корова, ставшая давно знаменитой и узнаваемой, благодаря полотну «Деревня», зашагала к зрителям с афиши…

Артём Киракосов

Юрий Леонов «ЛАВРА», 2016, подрамник, холст, масло, кисти, обкладка 70,0 х 65,0 см

А ничем другим такая великая жизнь, запрятанная в ежедневный (каторжный, подвижнический, вдохновенный, молитвенный, титанический) труд художника и педагога, не кончается – ГИМН РОДИНЕ!
И где бы ни пребывал вкусом, мыслью, ногами, кистью путник и искатель, знавший хорошо на вкус и экзотику и ближний брег Леонов, он – под сенью Преподобного Сергия Радонежского, верный и преданный гражданин его града, в котором жил и творил почти до 90 своих счастливых лет мастера.
Предсмертное полотно и последнее слово: Радуга Праздника, Дань Сердца!
Как молитва на нём, в левом углу полотна – список, копия с лика Преподобного Сергия древней русской иконы.
Классическая трёхцветка Юрия: красный, золотой, синий, – вся облачена в последний: НЕБА ЦВЕТ…
Если юность наша – солнечно-золотая, расцвет – алый в пурпур, то к финалу ближе – синь души и тишина глубины в выси.
Днём сияют солнечные звёзды, ярко вскинуты руки людей, сопричастных дню без ночи, свету без тени!
Воздушный шар в небе и алый самолётик – тоже поют…
Свято-Троицкая Сергиева Лавра – центр мироздания.

Артём Киракосов

Юрий Леонов «ЦВЕТЫ НА СТУЛЕ № 2», 2006, картон, темпера, кисти, рама, 60,0 х 45,0 см

Всё бы хорошо…

Но вот – слишком этот сюжет, натюрморт с цветами на стуле (тот, который, казалось бы, должен быть особенно радостным?) – драматичный, тяжёлый, вяжущий, напряжённый, глухой, не кажется?

И то, что должно было бы быть символом жизни, цветы, – так хорошо дополняют чёрную раму себе, стул, на котором стоят в вазе.

Скорее, – солидарность в печали эта постановка уже не молодого Юрия Леонова, возможно: взгляд назад, а не вперёд!

Артём Киракосов

 

Юрий Леонов «ВСАДНИКИ», 2001, блюдо, керамика, гончарная пластика, глазури, обжиг

– Кому теперь это всё нужно, – вопросительно-горько-нежно вырывается чуть еле слышно, тихо из уст сдавленной, спечаленной сильно Ольги Евсеевны, супруги (слово `вдова` не переношу, можно, я так и не буду его употреблять здесь?) Юрия Леонова, керамиста, живописца…

…когда мы с нею начинаем ‘’развинчивать‘’, разупаковывать грузные крупные перевязанные хило картоны с керамикой, практически вслепую открывая: что там – попадётся нам.

Я выбрал лишь пару, чтобы откоментировать, хотя коробок так много, что не только не просмотреть, но даже и протиснуться среди них уже невозможно: после смерти Юрия Петровича его мастерскую сразу (по правилам же) забрали, передали дальше – другому, моложе, живому! И пришлось Ольге Евсеевне всё перенести к себе, где у неё, как у всякого активно работающего художника, свободного места и так не было вовсе.

«Блюдо» – именно в этой форме, широкого, плоского круга, – бесконечности и замкнутости, безысходности и водоворота, вечного движения и ограниченности одновременно, – Юрий Петрович, мне кажется, – сам свой…

Помимо того, что в этом блюде «Всадники», узнаются все великие, французы прежде всего, о которых мы говорили выше уже, в нём есть тот упущенный исследователями драматизм, чуть не главное в Леонове-человеке (не высказанное публично), – вот это стремление-боль вырваться (из замкнутого) круга очерченности и границ как таковых. (Не отсюда ли все эти далёкие путешествия к экзотике: Бали, Индонезия, Малайзия, Индия, Камчатка…)

И в отличии от великих – а работа, знаем, – главный источник успеха, – Леонов так хорошо и так долго находится в предмете, что говорит на языке керамики яснее, чем на любом другом, иногда так пронзительно, недостижимо по мастерству!

Одна из лучших вещей (на мой взгляд) «Всадники»…

Чистая живопись! Подкладка синим сбивается жёлтой охрой. (Никакой прозрачности и нет.) И кисть – мощная, широкая, и палец – большой, тоже. `Марс коричный` вплавляется и в ткань, по фону и поверх. Вот это борение в сгустках `тёплых` и `холодных`, с случайностями, браком как бы, залипухами, контур? – рисунок? – проминается, рисуется внутрь, чертится условно-скоро, то залит, то открыт, то светел, то никакой, то угрожающе тёмен – вот я бы именно эту вещь и рискнул показать великим: Пикассо, Шагалу, Браку, Миро, Матиссу, которых боготворил художник Леонов, мастер и педагог не только игрушечных форм и тем.

И огонь – конечно – враг и друг неотлучный керамиста (как и стихии две другие: глина земли и вода неба) вплавяется в произведение, подтверждая вечно незыблемое: случайности – Язык Бога!

Артём Киракосов

 

Юрий Леонов «СБОР ЧАЯ» (девочка с корзиной, Индия), 1990-е, глина, глазури, обжиг, 28,0 х 12,0 х 15,5 см

Неожиданным совершенно, пожалуй, и для меня самого явилось то, что я бы предложил, – как и «Индийскую Мадонну» в живописи Юрия Леонова, – увидеть и счесть символом керамики Юрия Леонова произведение, тоже связанное с культурой, историей Индии, которая, как мне кажется, очень просто вошла в самую жизненную ткань творчества художника и, в то же время, органически естественным образом напитала пластику его темпераментного мышления ваятеля.

«Сбор чая», фигура девочки, склонённой усилием вперёд под тяжестью веса за её спиной огромной корзины для листьев этого прекрасного, классического, ароматного индийского целебного и ритуально традиционного напитка.

Очень скромное, почти незаметное, на первый глаз, в бескрайнем керамическом наследии Леонова явление, камерных размеров, практически монохромная (но будто Врубелевкая или Головинчкая, Абрамцевской лепки, письма и обжига) вещица, обсыпающаяся к тому же, затёртая пальцами, как веками – но сколь много красы в этом открывается, будто перед нами произведение, созданное тысячелетия назад: „Ах!“, – только и вскликнешь, завидуя мастеру древней восточной, азиатской архаики, если не знать, что это Леонов, Юрий (1937 – 2017)!

Артём Киракосов

 

Юрий Леонов — Шкатулка «ЧАЕПИТИЕ», 1970-е (?), дерево, выжигание, акварель, лак, кисти, 13,5 х 13,5 х 3,5 см

Этому очень древнему искусству «выжига» бездна лет!..
А вот за последнее столетие, особенно при Советской Власти в городе Преподобного Сергия, Загорске, оно просто-таки зацвело особо – понятно: появились «выжигательные аппараты». (Ну кто из нас – тогдашних пионеров, признайтесь, не выжигал таковым, не ходил в кружок `изо`, где это был основной вид изобразительного искусства и деятельности по фанере под лак с предварительной подкраской акварелью?)
А вот вглядитесь: это (как мне кажется) – удивительное, самое раннее из тех, которые знаю и видел, творение Юрия Петровича Леонова, керамиста, живописца, графика, скульптора.
С восхищением держу шкатулочку (замерев). «Чаепитие», 1970-е, вопрошающе смотрю на Ольгу Евсеевну, супругу…
А? Это, наверное (тоже) Петровича!
Мне бы хотелось сделать такую ретроспекцию этого Мастера, где бы мы увидели весь его путь, от раннего, ученичества, студенчества, становления, а не только то, что он сделал позже. Думается, без этого не поймём, не откроем его, – настоящим.
В шкатулочке этой? – он лёгкий, воздушный, улыбающийся, акварельный, влюбчивый, молодой, ещё…

 

Юрий Леонов — «ПЕСНЯ ЛЮБВИ», 1994, картон, масло, кисти, паспорту, рама, 35 х 49,5 см

Кисть Леонова – стремительная, махом одним созданная мелодия!
Нельзя не вспомнить ранние, юношеские творения лирика-Сарьяна цикла «Сказки и сны».
Индийский мотив…
Динамика и энергетика этой вещи завораживает, звук пронзает каждое признание кистью.
Никакой внешности – любовь это прикосновение песней!

Юрий Леонов — «КУЛУ», 1996, подрамник, холст, масло, кисти, обкладка, 65 х 90 см

И как легко исследователи пропустили это первое имя (из кумиров, хотя художник шёл только своей дорогой) среди целого сонма всех, кого впитал в себя Леонов: Хуан Миро!
Пейзаж «Кулу» с изображённой на нём усадьбой Рериха, где художнику довелось и посчастливилось пожить и работать, как нельзя ярче свидетельствует о потомственной близости: Леонов сочетает большие плоскостные, лёгкие, прозрачные затирки, тем не менее, умело лепящие сложные объёмы, с структурной, графически выверенной разработкой, где линия в одно касание кистью – безукоризненна просто.
Композитор – Юрий Леонов опытный: ставя вертикали в центре, жизнь развивается по сильным диагоналям от него и из него, оттуда, где на холсте дом Рериха.
Не заметили? – а Леонов всегда танцует! Он только внешне был немногословный, суров даже видом. Его геометрия всегда нарушенная, за строгостью — нежность необъятности…

 

Юрий Леонов. «УТРО В КАСТЛЕ», 1995, подрамник, холст, масло, кисти, рама, 43 х 70 см

Конечно, не только Матиссу и «диким», фовистам, был предан кистью Леонов из французов, но в не меньшей степени и другим, «Наби», из которых я бы выделил Пьера Боннара (обожаемого мною).
Необыкновенно (не по-своему как-то аж даже – здесь: улыбочка, доброжелательная…) светел, безмятежен всеми своими осветлёнными, выбелёнными цветами заближенных тонов Леонов.
«Утро в Кастиле», пожалуй, стало самим французским из всех полотен «Наби»…
Хотя Леонов, как мне кажется, человек ищущий, нервно порой. Художнику не чуждо – глубокое внутреннее равновесие, – и он-таки находит его в то утро в Кастле!
Красота в его сердце, она разлита тут в этой (как бы) нежнейшей небрежности и бережности, как поцелуй ребёнка.

 

Юрий Леонов. «ВОДОПАД», 1996, подрамник, холст, масло, кисти, обкладка, 41 х 66 см

Пожалуй, эта работа, как сейчас говорят, `задевает` сильнее всех других! Почему?
Она для меня самая Леоновская… В ней – верх абстрактного драматизма личности, состояние выражено через пластическое чисто действо, которое никто из живописцев написать бы не решился, тем более – сверху вниз, так, как кружится голова: падение навзничь воды!
Весь динамизм внутреннего Леонова, способность атаковать и прибавлять, подыматься и противостоять! – Поток это его. Нет (смотрите-ка): не разбрызгивание и разбивание, а концентрация в удар, сжимание, – собрался в неотразимый кулак человек, как бомба.
И – ? – невероятное композиционное решение: снизу до средины сочленяются силы воды, и, одолевая чёрный барьер, ритмично, равномерно наносят свои удары.
Холодные, тяжёлые цвета!
Попробуй, выстрой такое напряжение? Да ещё и по-горизонтали…
Эту работу я выбрал бы Знаковой Леонову! В ней (есть) весь он, как характер, воля, страсть, непримиримость к застою, способность одоления и в движении видящий смысл!
Не так ли?

 

Юрий Леонов. «ВЕТКА ЯБЛОНИ», 1996, подрамник, холст, масло, кисти, обкладка, 50 х 70 см

Все беседовавшие отмечали, что когда речь заходила об Индии, о его поездках туда, Юрий Петрович необыкновенно живился, был возбуждённым, вдохновлён, рассказывал с высоким градусом любви! – Это какое-то его было личное открытие.

Вглядываясь в «Ветку яблони» приходится думать, что земля эта, Гималаи, увиделась ему Раем, Обетованием, стала обитаемой счастью человека! – «Землёй Обетованной». Где (тем не менее) труд – радостным повседневием, и гармонически человек вписывается им, своими заботами и делами каждочастья в свиток, ковёр яркого времени…

 

Юрий Леонов. «ИНДИЙСКАЯ МАДОННА», 1996, подрамник, холст, масло, кисти, рама, 109 х 113,5 см

`Запрестольным Образом` назвалось мне произведение Юрия Леонова «Индийская Мадонна», которое он, несомненно, любил, очень ценил, и считал важным, вехой в своей художественной карьере.

Его Мадонна – Она без изъяна страха за Своего Младенца, у Неё и Её Сына будет всё (жизнь, смерть) не так, как у других, в других местах! Это – Полнота Божественного. Где Человек – без «вечных«, мучающих, терзающих его постоянно, б`ольн`ых вопросов: смысл жизни понятен, он рядом, спит – святой младенец! И каждая женщина – Мария, Богородица, и каждый малыш – Иисус, Назарянин (а вот так бы, как у Леонова, и жизнь текла бы: сочно! мило! празднично!).

 

Юрий Леонов. «МАНАЛИ», 1997, подрамник, холст, масло, кисти, рама, 81 х 101 см

Дивный по красоте пейзаж «Манали» напоминает театральные декорации 60 замечательного армянского художника Минаса Аветисяна, такая же классическая трёхцветка основного в жизни: красный, синий, золотой!
Вокруг центральной буддийской постройки (Ступы?), развивается талантливо исполненная перекличка названных выше сочных, основных цветов, в которые добавляется белый.
Жизнь – это ритм! И нигде больше острее, ближе, яснее не чувствуешь эту пульсацию, чем на холсте «Манали».
Узнаём и водопад, и горные тропы, и снега вершин, что переходят у Леонова из картины в картину, наверное, никогда и никуда не уехал бы отсюда художник…
Так сродни здесь всё его душе!

 

Юрий Леонов. «ГИМАЛАИ, ОТДЫХ В ПУТИ», 1997, подрамник, холст, масло, кисти, рама, 43,5 х 67 см

Леонов – полифонист! Гармония у него (хотя творчество его вяжут с примитивизмом, наивом, народным) – сложнейшая, высоко сорта замеса.

И мне эта вещь кажется сложнее, чем Рериховские: неизведанное тут, не вяжущееся ни с чем, ни с какой верой, знанием, направлением мысли, – просто то, что мы не знаем пока, возможно, возможно, и никогда не узнаем, но видно, Леонов – человек, стремившийся заглянуть за черту, что бы там ни таилось…

 

Юрий Леонов. «ГОРОД», 1998, подрамник, холст, масло, кисти, обкладка, 50 х 70 см

Не всегда Родина радужная, любимая, иногда и штормит…

Сильно напоминающие первые кубистические упражнения французов дома, деревья, склоны в пейзаже Леонова «Город» драматичны, мрачноваты, не сладки и не манят, – подобные, как и у Андре Дерена, который рвался вон из своего времени то ли в квинточенто, то ли кватроченто, а то ли в треченто вовсе!

Вспомним тут, пожалуй и пейзажи Сергиева Станислава Гончарова, выставка которого вот только прошла, с которым общался близко и часто Леонов, у Станислава Гончарова Сергиев в основном тоже – обыденный, мрачноватый, не ярок, без явных радостей, из махоньких, рядовых домишек, убогий, любимый, бесприютный, порой чуждый, а иногда и в мрачности агрессивен „без понятия“, как говорят.

 

Юрий Леонов. «СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ», 2001, подрамник, холст, масло, кисти, обкладка, 40 х 50 см

«Светлый день» – полотно, по которому видно, что поиск был не внешний, но содержательности. Мне думается, что Леонов – один из самых честных людей, молчал о том, что било, тревожило, сваливало.

Храмы – как паруса надуваются! Нараспашку все скорее, чем в камень убранные и геометризированные!

Леонов пишет их, как портреты старых своих друзей (хотя таковых я и не встретил).

Симпатия глубокая к ничем не защищённой Святыне… Видится мне! Так. Очень красивая, хрупкая: ведь белое с голубым – это Невеста Русь?

И всё равно! – как хорошо…

 

Юрий Леонов. «НАТЮРМОРТ», 2007, подрамник, холст, кисти, обкладка, 60 х 70 см

Одна из самых радостных, красивых по-настоящему: живописно и настроем, – программных, жизненных, живых, трепетно-душевных, лучших, `лицевых` вещей художника.

Классическая трёхцветка: синий, алый, жёлтый, – поистине победительно и вдохновенно зажигают человека свечением жизни!

Тут всё от внутренней и бытийной наполненности, щедрости Бога к нам: ломится стол: цветы, фрукты, вазы.

И статику полноты натюрморта истинного удовольствия в солнечной, алой залитости, сбивает повётнутая (качнувшаяся к тебе) по активной диагонали изображённая с вскинутыми над головой кольцом руками (по-моему – индианка?) полуобнажённая танцовщица; начинается праздник жительства в пиршестве и танце…

Пасхальный истинно натюрморт, воскресительный, антимрачный.

Бокал, крупный арбузный ломтик, рыба – Символ Христа Бога!

 

Юрий Леонов. «ЛЕТО», 2009, картон, кисти, рама, 40 х 50 см

Влюблённый (до наивности) художник пишет, скажем так, одну из самых певучих картин: она просто вся светится этим!

Пожалуй, продолжение Мавринского, счастливого, восторженного восприятия не убитой ещё Руси, глубинки её, где нет всего того маразма, в котором давно уже живём…

В этом крохотном картоне, этюдного чисто размера, произошло – наконец – слияния Индийского Счастья (найдённого художником в поездах) с местной жизнью, которой живём!

(Что ж, пусть это будет и взгляд назад – узнаём по аксессуарам: старинного образца, советский, автобус, коса, козы, крестьянка…)

Леонов – поэт, он разрушает заасфальтированное восприятие, он ломает чертежи новых, сплошьзастроек, он заставляет играть и играться, он игрушечный, до наивности, солярный, его примитивизм – в упрямом одолении той скуки, что веет на нас с телика, извне!

Истинно русский мастер, „смесь французского с нижегородским“ – вот этому выражению придать бы иной направленности динамику? – с какой честь Леонов воплощает в себе всё лучшее мировое (великих французов прежде всего), соединяя с простотой, безыскусностью, яркой украшенностью обыденным, русской провинции – только восхитишься, поклониться ему…

«Лето»? – это не время года (не только), но и апогей!

 

Юрий Леонов. «ДОМ-МУЗЕЙ «МУРАНОВО«», 2015, бумага, кисти, паспарту, стекло, рама 52 х 40 см

Не знатоки не согласятся со мною, но те, кто понимает, наверняка учуют в одной из последних вещей художника, натурной «Дом-музей „Мураново“» – шедевр мастера, явленной не показно, но так искренне и тихо, что весть путь его (длиною в 90 лет почти) восстаёт, как ступени к этой не рафинированно изысканной, но радужной по светлости духовной материи, писанной – правда – виртуозной кистью картине по бумаге.

Музыкальность и влюблённость в жизнь молодого вечно и подвижного в делах и телом маэстро тут, в скором (и скромном) касании, этюдном чуть ли не, воплощена в произведении, созданном на едином вздохе: ах!

Произведение – музейного уровня, и в рамках проекта, в котором я тоже принимаю активное участие и как автор, и как литератор, и как фотограф, «Поэзия мурановских пейзажей», который растит уже вот с десяток лет ведущий научный сотрудник музея, искусствовед, художник, подвижник, общественный деятель, супруга друга и сподвижника в искусстве Юрия Петровича Леонова художника Станислава Кирилловича Гончарова Татьяна Петровна Гончарова, лучшего места, чем «Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Фёдора Ивановича Тютчева«» этому живописному взлёту маэстро Леонова и не найти…

 

Юрий Леонов. «УНЕЧЯ», 2006, картон, темпера, кисти, рама, 40 х 50 см

Мастер динамических решений Юрий Леонов закружил, пожалуй, одну из интереснейших своих композиций, хотя, на первый взгляд, в ней нету чего-то, особенного…
Блестящий мастер движения выстаивает его кругообразно, ускоряя наклонами стволов дерев перекрестием к центру (будто б стрелки часов, расходящиеся и вращающиеся вокруг и из оси)!
Не напоминает вам быстро текущее для всех (кто живёт), время? – по часовой стрелке…
Лёгкий колорит, мазок, темпера прозрачная, на воде.
Два колеса велосипедистки ритмуются и рифмуются с двумя дугами вокруг деревьев.
Композиция завершается спиною уходящего вглубь её!
Но взгляд, огибая зелёный массив, опять возвращается по часовой – вечно текущей миром стрелке – к нам.
Посмотрите: и подпись: «Ю. Леонов», – тоже вращается вокруг вместе…

 

Юрий Леонов. «ЦВЕТЫ», блюдо, терракота, марс чёрный, кисть, обжиг

И надо же выбрать для изображения цветов чёрный, и только?
И такой лапидарный чисто плакатный язык?
И широкую кисть?
И такой скупой, геометризированный язык, в нескольких лишь, разнонаправленных диагоналях, упругих друг другу дуг?
И этот танец скупого разброса в разные стороны (как любимая человечая поза Леонова в изображаемых им людях – со вскинутыми к небу ввысь руками…) нескольких линий?
И разве не виртуоз динамики аскет пластики Леонов?
И что может быть более свободным, разновекторным, необузданным выбросом из эпицентра, узла, перекрестия, осей, чем букет полевых цветов, кто-нибудь когда-нибудь управлял этой стихией воли и поля?

 

Юрий Леонов. «БУСЫ ДЛЯ ОЛИ», 2000, керамика

И – последний кадр!
Я его сделал почти машинально, не прицеливаясь, сходу, не думая…
Ну зачем тут было что-то и переспрашивать: что это? откуда? кто автор? – конечно же: Юрий Леонов!
Он сделал эти бусы для неё, своей супруги, доверительницы и сподвижника в искусстве; с тех пор она и носит, не снимая.
Это история не только любви, но и творчества, не только творчества, но и любви!
И будем же брать с них, прекрасных художников и людей, пример, как жить и работать, оставаться верными делу и друг другу, в этом совсем не лучшем, казалось, мире, в не простые совсем, как нынче, скажем, времена, ох…

Юрий Леонов:

Я – ХУДОЖНИК МИРА,

ПОТОМУ ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ ВСЁ

МИРОВОЕ ИСКУССТВО И ВСЕ ХУДОЖНИКИ МИРА!

«Заслуженный художник Российской Федерации», керамист, живописец, график, скульптор, педагог, путешественник, происхождением со Смоленской области (в 1937), всю жизнь (с 1954) проживший в Загорске (сейчас это Сергиев Посад), закончивший «Загорское художественно-промышленное училище игрушки» (в 1959, «художник игрушки») и «Московскую государственную художественно-промышленную академию имени Сергея Григорьевича Строганова» (в 1969, Отделение «керамики»), а потом, – что закономерно и достойно, – преподававший там же, где и выучился, в Училище игрушки (с 1969) и в великой Строгановке (с <…> |?| вёл курс «керамики» и «рисунка»), но главное в его жизни учителя всё же, что заглянув случайно в Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухонемых, он остался там помогать в становлении раненых детских душ, преподавал в нём 12 лет больным детям «искусство керамики», – не мог остаться в стороне от чужой боли, счёл её своей, – ведь, как говорил Юрий Петрович: „Глина лечит!“, – художник «Всесоюзного научно-исследовательского института игрушки» (с 1959) и всю жизнь, до своих почти полных 90 лет, он, как сельский вол, от зари до зари, трудился в самой доброй, радостной, традиционной, истинно народной творческой форме – в искусстве игрушки!
И ещё, наверное, очень важно, что сын Юрия Петровича Евгений стал не только замечательным мастером-прикладником, но и директором «Абрамцевского художественного-промышленного училища имени Виктора Михайловича Васнецова».
Вот так, кратко художник говорит о себе:
Родился я на Смоленщине, в Гжатске, ныне – это город Гагарин.
Война жестоко прошлась по моему детству. Время ли было думать о рисовании?
После войны – бедность, разруха.
Когда я увидел в местной чайной копии знаменитых: Левитана «Золотая осень» и Шишкина «Утро в сосновом бору», – мне показалось тогда, что это предел возможностей художника.
В детстве я пас коров, ездил на лошадях.
Школа, потом – Художественное училище игрушки в Загорске, – сейчас это Сергиев Посад, – Армия, Строгановка.
Живу и работаю – в Сергиевом Посаде.
Любимый мой материал – глина. Ещё занимаюсь живописью и графикой.
Красота и польза – неотделимы друг от друга, поскольку, человек – функция, а произведения, созданные художником по законам природы, носят отпечаток его характера и души.
Очень люблю народное искусство, природу, иконы, работая на гончарном кругу – приобщаюсь истокам, ремеслу.
Искусство керамики подразумевает ещё одного соавтора художника – огонь, оно вечное, как мир – в его космическом коловращении…“
Оглядывая несметное сделанное, оставленное нам Юрием Петровичем, как духовное, творческое завещание, отдавая дань всему, что он сотворил для нас, не исключая ровно ничего, от показанных мне супругой Юрия Петровича, Ольгой Евсеевной, традиционных Сергиево-Посадских подцвеченных деревянных шкатулок в технике народного «выжига» до керамических и живописных `авангардов`, в которых узнаётся внутренний разговор Леонова с лучшими мастерами ушедшего только ХХ-го века, такими, как Миро, Пикассо, Шагал, Матисс, Леже, Дюфи, как это уже стало привычным, практически принятым на Проекте «Арт-Память», который ведёт Сергиево-Посадская Галерея «АртБаzа» на Грант Президента Российской Федерации, я бы предложил неожиданным образом и ракурсом увидеть, как самый пронзительный, индийский цикл произведений художника «Сто дней в Гималаях» (по названию выставки в зале «Конный двор»), связанный с его поездками по Индии в 1992 и в 1996 годах, который был показан в Дели (в 1992), в Посольстве Индии в Москве (в 1993), в «Сергиево-Посадском музее-заповеднике» (в 1998).

В индийском цикле сквозные темы художника: вечное движение (всадники, бегущие, летящие, музыканты, велосипедисты, поющие, артисты, похищение Европы), борение, смятение обретают совокупно в одном из лучших его полотен «Водопад» (1996, подрамник, холст, масло, кисти, обкладка, 41,0 х 66,0 см) наивысшую, экстатическую экспрессию и выразительность, – поиск символа личной веры наполняется воплощением в запрестольном образе алтаря души художника «Индийская Мадонна» (1996, подрамник, холст, масло, кисти, рама, 109,0 х 113,5 см), а в «Сборе чая», камерном, трогательном произведении (девочка с корзиной, 1990-е, глина, глазури, обжиг, 28,0 х 12,0 х 15,5 см), художник становится неотделимым от мировой народной пластики, подтверждая, что язык керамики, как древнейший, во всех странах и во все времена – универсальный!

Да, не придумать более яркой, русской души, чем Леонов, откликающейся всем и каждому, более искреннего, скромно, достойно и честно, благородно жившего и красивого в мире на земле мастера, каким мы запомнили Юрия Петровича. Поразительным жизненным и художническим откровением, приятием, народным добрым демократизмом звучат его простые, как хлеб, слова из опубликованного интервью Вячеславу Суханову (2013), парадоксально не вмещающиеся в наше нынешнее состояние и сознание, словно живая индийская мудрость, непревзойдённые и немыслимые по открытости, мысль поразительнейшая, которой я не устаю восхищаться, Юрий Леонов в моих глазах предстаёт ею не просто – художник, педагог, человек, но `гуру`, учителем жить, вдумайтесь, вслушайтесь сердечно: „Я – художник мира, потому что мне нравится всё мировое искусство и все художники мира!

Текст Артёма Киракосова