«ПОСАДСКАЯ АТЛАНТИДА» НАТАЛЬИ КОРНЕВОЙ
У всех народов мира есть сказки про сундучок, в котором спрятано целое царство. Или про волшебные книги, за которые короли отдавали полцарства, чтобы приобрести их для своих детей. Открыл книгу — а там то оживают ее герои, то предстают иные земли. Такие книги делали волшебники.
Мы не волшебники. Мы просто учимся. Но в книге «Сергиев Посад. Созерцая время» волшебство все-таки есть: в ней заключены старый Сергиевский Посад. 32 (число почти волшебное!) картины посадского художника Натальи Корневой.
Я вспомнил эти истории перед тем, как начать рассказ об этой книге. А какой «исходник» имеет художник, начиная подобный проект?
Сумма историко-документального материала, включающего как «зрительный ряд» (старые фотографии, работы предшественников, так или иначе являвшихся свидетелями интересующей автора эпохи, документы и воспоминания), так и источники, связанные с реконструкцией бытового наполнения работ: характерный костюмаж, предметы окружающего мира — от игрушек и корзинок к телегам и экипажам. Но этой суммы подготовительного материала мало. Требуется глубокое осмысление путей воплощения замысла. Что должно получиться: музейная реконструкция, ретро-бытописательство или своеобразная «Атлантида»? Под «Атлантидой» я имею в виду создание историко-ландшафтного образа, который, кроме суммы фактов, обусловлен сложившейся гуманитарной традицией восприятия истории. Ее составляющие -классическая русская литература и литературные источники вообще, специфика восприятия конкретного исторического периода на данный момент, даже – «костюмированные» исторические фильмы. Степень уровня вкуса, художественного мастерства художника и позволяет создать подробную одухотворенную «Атлантиду» — мир, который, возможно, и существовал, но который окутан флером мифа.
Подобных проектов не так уж и много в отечественной живописи. С ходу обычно называют Аполлинария Васнецова. Или Эрнеста Лисснера (последний, кстати, дебютировал с «сергиевским» сюжетом — боголюбивой Киновией). Можем вспомнить гранберговский проект картин по истории России.
Среди загорских и сергиевопосадских художников обращение к недавнему прошлому города занимает значительное место. Но цикл из нескольких десятков картин…
«Смелость города берет!» — гласит народная мудрость. Оправдана ли подобная смелость в нашем случае? Наверное, да.
За каждой из картин не только работа живописца, но и труд исследователя. Наталья Корнева постоянно обращалась за помощью и консультациями к специалистам-музейщикам. Они помогали ей в подборке источников: старых фотографий и открыток. Но подобный материал необходимо было обработать — и очень специфически. Ведь большинство «носителей» — черно-белые, и только открытки, выпущенные Беляковым – то, что полиграфисты называют «в три цвета». То есть предстояло определить цвет построек на данный момент. А это работа чрезвычайно кропотливая! Также приходилось на месте, у реально сохранившейся постройки (или ее преемника), изучать степень освещенности в разное время суток или сезон года, чтобы работа действительно была живописной. Так автор немало потрудился над зданием Старого железнодорожного вокзала.
Работы Н. Корневой наполнены людьми. Торги на Красногорской площади, многолюдье Подола, Кашехлебов мост — артерия, связывающая железнодорожную станцию и исторический центр. Герои картин – люди разных сословий, среди них и гости Посада («странствующие и путешествующие»), торговый люд разного пошиба, жители самого Посада: ремесленники, покупатели на базаре, торговцы, молодежь. Последней особенно много. Гимназисты в обязательных мундирах (или шинелях) и фуражках, барышни. С барышнями особенно трудно. Если крестьянки или взрослое население Посада довольно консервативно в плане одежды, то молодежь следует моде. А это вынуждает и художника изображать конкретный исторический сюжет (его определяют присутствие или отсутствие той или другой постройки), следить за формой шляпок, длиной юбок, покроем муфт.
Я писал о гуманитарном факторе в создании «Посадской Атлантиды» Натальи Корневой. Внимательное разглядывание работ приводит нас к собственному творчеству. Нам хочется додумать, что привлекло внимание юных девушек на Красногорской площади, с какими раздумьями возвращается домой молодая господская пара, куда торопится человек с собакой по осеннему торгу на Подоле, кого внимательно высматривают в шумной толпе городовой и человек в штатском? Нам хочется поразмышлять о героях картины «Семья», задать вопрос: какова цель визита в Новую гостиницу кавалера и дамы? А за этим встают образы Бунина, Шмелева, Куприна, «костюмированных» фильмов — и наша собственная фантазия, которая не оставит нас в покое и после того, как мы вдоволь полюбуемся на картины.
Но, простите, я сейчас вспомнил слова героини английского писателя Льюиса Кэролла, маленькой Алисы: «И кому только нужны такие книжки, в которых нет ни картинок, ни разговоров?»
Вот и в нашем случае возник подобный вопрос: картины и «разговоры». Художнику очень хотелось, чтобы его «зрительный» рассказ был дополнен маленькими историко-краеведческими эссе. Это была очень интересная работа. Например, как можно определить почти точную дату изображенного события? Почему на одной картине ворота из красного кирпича близ Пятницкого храма на Подоле есть, а на других — нет? Что за домики стоят близ речки Кончуры на Малой Вознесенской? Даты, технологии, исторические события – они не должны подавлять читателя. Они просто становятся «документальным» материалом для тех историй, которые возникнут у вас в голове после встреч со всеми этими барышнями, лоточниками, богомольцами, торговым людом. Обитающем в этой волшебно-неволшебной книге.
Текст Александра Рдултовского
На открытии выставки в галерее АртБаза 6 апреля 2024:
Сергиев Посад -Обсудим online
Наталья Корнева рассказала о своей серии картин, на которых «оживает» история Сергиева Посада.Наталья Корнева – художник, чье имя известно далеко за пределами нашего округа. Её новых работ с нетерпением ждут ценители изобразительного искусства, так как Наталья умеет удивлять свежим взглядом на привычные образы.В этот раз Наталья Корнева создала целую серию картин, посвященных истории Сергиева Посада. На полотнах изображен «старый» город разных времен. Подробнее в интервью.Автор рубрики – журналист, краевед Александр Рдултовский.Наталья Корнева закончила Загорское Художественно-Промышленное Училище в 1973 г. Дипломный проект отмечен 2-ой премией ВДНХ СССР.1974-96 гг. — художник ЗХПМ (Загорской художественно-промышленной мастерской)Член Союза Художников СССР с 1987 г.Произведения находятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, музее Владимира Высоцкого на Таганке, Серпуховском Историческом Музее, Сергиево-Посадском историко-педагогическом музее игрушки, Народном Музее Искусств Михас (Испания), галереях и частных собраниях Европы, Америки, Японии и России.
https://vk.com/video-86162942_456241578
Экспозиция выставки Натальи Корневой «Сергиев Посад. Созерцая время» в галерее АртБаза:
Телестудия «Окно» ДТДМ «Истоки» представляет новый фильм о творчестве художника Натальи Сергеевны Корневой. Предлагаем отправиться в путешествие по Сергиевом Посаду в прошлое. «Сергиев Посад. Созерцая время»:
https://youtu.be/_JQ7vEuovac